12. января 2013 · Комментарии к записи Еще Барац отключены · Categories: Исторические события

Еще Барац обнаружил библейские мотивы в варяжской легенде: усобицы, предшествовавшие призванию, напоминают о неурядицах в Израиле эпохи судей, когда сыновья Самуила «не ходили путями его», и старейшины Израиля просили Самуила поставить над ними царя (1-я Царств. 8). Последовательность сюжетов расселения славян, обретения ими своей земли и призвания правителя повторяет композицию Библии. В итоге композиция Повести временных лет воспроизводила традиционное деление библейских книг на Пятикнижие Моисеево (в частности, сюжеты Бытия и Исхода) и «исторические» книги (Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-4 Царств). Пафос «пророческих» книг передается летописцем в поучениях о «казнях Бо-жиих» и т.п.

Возвращаясь к проблеме композиции Начального свода, напомним, что и НПЛ, и ПВЛ содержат Речь Философа и повествование о сыновьях Ярослава, использующие цитаты из Книги Юбилеев: но те же цитаты, относящиеся к «жребиям» сыновей Ноя, обнаруживаются в космографическом введении к ПВЛ. Это должно означать, что Начальный свод, как и большая часть средневековых хронографов, содержал космографическое введение.

Нестора, однако, не могло удовлетворить то космографическое ведение, которое читалось в Книге Юбилеев (в Хронографе по великому изложению?), ибо в этногеографической части оно касалось лишь Ближнего Востока; летописец использовал Хронику Амартола с ее экуменическим кругозором и дополнил сведениями по этногеографии Восточной Европы. От Книги Юбилеев во введении к ПВЛ сохранилось лишь повествование о вавилонском столпотворении (с характерной для Нестора любовью к реалиям — подробным описанием размеров башни и т.п.), но повествовательная модель «Книги» повлияла на ход изложения в ПВЛ, прежде всего, на описание событий, связанных с начальной славянской и русской историей.

Comments closed.