03. июня 2013 · Комментарии к записи Французский роялист отключены · Categories: Исторические события

Французский роялист маркиз Астольф де Кюстин, побывавший в России в 1839 г., оставил книгу, занимающую особое положение среди многочисленных публикаций, написанных зарубежными авторами о России XIX в. По его наблюдениям, в управлении Россией царь опирался на дворянство и чиновничество. В имениях роль деревенских самодержцев выполняли помещики, смеявшиеся над взяточничеством в правительстве, но позволявшие себе всевозможные злоупотребления, «потому что всеобщее взяточничество сводит на нет местные власти».

Министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал к началу 1830-х гг. теорию «официальной народности», построенную на принципах «православия, самодержавия и народности». Это были официально принятая система взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I и реакция на выступление декабристов. Так, в ХX в. принцип божественности российского централизованного государства вылился в доктрину «Православие. Самодержавие. Народность» и в формулу-девиз «За Веру, Царя и Отечество». Эту доктрину нередко рассматривают как попытку создания государственной идеологии, основанной на идеях православия, самодержавия и его единства с народом.

В триаде «Православие. Самодержавие. Народность» первые два элемента давно слились воедино и были восприняты привилегированными и податными сословиями. Что касается «Народности», то ее понимали нередко с позиций сословия: даже передовое дворянство ставило «Самодержавие» выше «Народности», придавая первому сакральный характер. Так, А.С. Пушкин полагал, что царю не следует общаться с народом.

Хорошо известно, что такое военные поселения, какое к ним было отношение в обществе, а поселенцев — к своему положению. В 1831 г. войскам пришлось пресечь очередные беспорядки поселенцев в Новгородской губернии. После их усмирения император Николай I встретился с «депутатами мятежников».

Comments closed.