30. июня 2013 · Комментарии к записи Мухаммад ибн Исмаил отключены · Categories: Исторические события

К исмаилитам примкнули и некоторые другие секты, в том числе ранее возникшие шиитские (например, «фатимийа», «хаттабийа») и доисламские, гностические [246, стр. 2].

Мухаммад ибн Исмаил считался последним «видимым» имамом, ибо Аббасиды, став правящей династией, начали преследовать неугодных им шиитов, отчего имамам, его преемникам, пришлось скрываться. Имена последних (между Мухаммадом ибн Исмаилом и Убайдаллахом), число их и годы деятельности до сего времени из-за скудости и противоречивости сохранившихся сведений точно не установлены. В период «сатра» («сокрытия») в основном сложилось исмаилитское учение, обосновывающее божественное происхождение права имама на власть и необходимость полного подчинения ему верующих при помощи философских построений и аллегорической интерпретации Корана.

Важнейшая и доступнейшая для рядовых исмаилитов, неграмотных крестьян и кочевников, часть исмаилитского учения — социально-политическая программа — сводилась к требованию объединения всего мусульманского мира, а затем и всего человечества в единое мусульманское царство, возглавляемое имамом-мессией из потомков Али, который, согласно обычной в шиитских трудах формуле, «наполнит землю правосудием и справедливостью, тогда как раньше она была наполнена несправедливостью и угнетением», и установит на земле «золотой век».

Comments closed.