08. сентября 2013 · Комментарии к записи Но человек отключены · Categories: Исторические события

Но человек не может долго существовать в состоянии безысходности. Именно самый глубокий пессимизм рождает надежду, стремление к разрешающему исходу. И стремление это в рассматриваемую эпоху питалось тем, что можно назвать национально-патриотическим чувством.

Подъем национального сознания в России резко стимулировали события 1812 г., он в той или иной мере отразился в миросозерцании «поколения 14 декабря». Но в последующую эпоху этот процесс становится еще более явным, принимает порой гипертрофированные, обостренные формы, проникает в различные круги общества и идейные направления. Сравнение России и Европы, поиски закономерностей и смысла национальной истории, задача преодоления отсталости и вместе с тем специфика ее решения в застойных социально-политических структурах николаевского самодержавия — эти темы приобрели в 30—40-х гг. поистине кардинальное значение.

Власти довольно быстро заметили эти настроения. «Молодежь, т. е. дворянчики от 17 до 25 лет, — говорилось в докладе канцелярии Бенкендорфа Николаю I,— составляют в массе самую гангренозную часть империи. Среди этих сумасбродов мы видим зародыши якобинства, революционный и реформаторский дух, выливающиеся в разные формы и чаще всего прикрывающиеся маской русского патриотизма».

По своей объективной направленности национализм последекабристского (как и декабристского) периода во многом был буржуазным. Но эта формула далеко не исчерпывает его характеристику. Думается, что есть все основания выделить в особый тип национализм в странах запоздалого буржуазного развития — второго эшелона капитализма (как Россия или Япония) и третьего (страны Азии, Африки и Латинской Америки в XX в.). В условиях позднего развития капитализма, при преобладании традиционных или полутрадиционных структур, этот тип национализма складывается как сложный симбиоз не только буржуазных, но и докапиталистических и антикапиталистических элементов, причем не как их простое эклектическое соединение, а как специфический идейно-культурный синтез, выполняющий определенную историческую задачу — идейно обеспечить преодоление отсталости, служить импульсом развития становящейся нации.

Comments closed.