12. января 2013 · Комментарии к записи Первый среди русских князей отключены · Categories: Исторические события

Первый среди русских князей XI в. получает второе христианское имя — имя самого «латинского» из всех христианских святых — апостола Петра, ставшего символом папской идеи господства римской церкви в христианском мире. Много свидетельств тому обнаруживается в написанном самой Гертрудой латинском молитвеннике, который по заказу русской княжеской четы был изукрашен пятью роскошными цветными миниатюрами. Две из них имеют изображение Петра-Ярополка, его матери Гертруды и жены Ирины (тюрингской принцессы Кунегунды). И здесь пересекаются Восток и Запад. В католическом молитвеннике имя Петра обозначено греческими буквами: (V.Meysztowicz, 1955. Р. 123, 124).

О сыне Петре молится Гертруда, обращаясь к Иисусу Христу, к св. Деве Марии, к св. Елене и, конечно, к его святому покровителю св. апостолу Петру. Последовательно мы узнаем, что он немало грешил и нуждается в отпущении грехов. Мать обращается к св. Деве Марии с мольбой защитить войско Петра, его семью и его самого «во имя мира и ЕДИНСТВА Святой Церкви» (Н.И.Щавелева, 1997. С. 30-32). Гертруда лелеет надежду на единство церкви. Это во многом объясняет посту пки ее сына Ярополка, прибегающего к покровительству как Римской курии, так и впоследствии к защите благочестивых деятелей православной церкви. Киевская княгиня просит Господа окружить в битве Петра «необоримой (нерушимой) стеной — muro inexpugnabili». Невольно приходят на память буллы, идентифицированные В.Л.Яниным как печати Изяслава и Ярополка. На них вычеканены святые покровители князей: св. Дмитрий и св. Петр, на обратной стороне той и другой печати поясное изображение Оранты, прозванной киевлянами Нерушимая стена. По мнению Янина, этими буллами пользовались князья в изгнании (В.Л.Янин, 1970. Т. 1.С. 150).

Для аудиенции у папы римского подготовлена почва. И сын киевского князя — преданный католик — отправляется в Рим. Об этом известно из письма папы Григория VII от 17.IV.

Comments closed.