28. сентября 2013 · Комментарии к записи Проблемы общественного устройства отключены · Categories: Исторические события

Проблемы общественного устройства, как таковые, непосредственно перед «мыслящей личностью» не встают; их разрешение является лишь косвенным результатом ее «деловой», профессиональной работы.

Наоборот, с точки зрения Лаврова, вопросы общественного устройства и должны стоять в центре внимания «мыслящей личности»; работе над их разрешением должна быть подчинена ее профессиональная деятельность; не на изучение естествознания, а на изучение общественных наук должен быть обращен ее пафос. Профессиональные знания необходимо приобретать, чтобы иметь возможность занять прочное и нужное место в обществе, чтобы иметь возможность воздействовать на него. Поэтому надо основательно учиться, надо идти в школы и университеты, надо серьезно готовиться к общественной работе. Но — «ни талант, ни знание не делают еще, сами по себе, человека двигателем прогресса; с меньшим талантом и знанием, в этом отношении, можно сделать более, если сделать все, что можешь».

Надо вырабатывать в себе высокий «нравственный идеал» и в его духе стремиться воздействовать на дальнейший ход истории. Но это значит, что надо нести этот «идеал» в «народ». Ибо действительным двигателем прогресса мыслящее меньшинство может становиться лишь в той мере, в какой ему будет удаваться заражать своими идеалами народное большинство. Уплачивать свой долг этому большинству мыслящее меньшинство может лишь тем, что понесет свой «идеал» — не в привилегированные верхи общества, а в обездоленные низы его. Но при этом условии не надо быть «сверхчеловеком»: «Да, повторяю, — настаивает Лавров в своем 5-ом «Письме» — всякий человек, критически мыслящий и решающий воплотить свою мысль в жизнь, может быть деятелем прогресса».

Таким образом, если Писарева можно считать духовным отцом той интеллигентской армии, которая основную задачу своей жизни видела в «деловом» обслуживании многообразных нужд народа и с таким обслуживанием связывала и свои собственные чаяния, — то Лавров является духовным родоначальником армии «пропагандистов» (впоследствии — по терминологии Ленина — «профессиональных революционеров»), которые основной задачею своей жизни ставили проповедь.

Comments closed.