12. января 2013 · Комментарии к записи Символическое истолкование имени отключены · Categories: Исторические события

Символическое истолкование имени руси, согласно Ие-зекиилю, было, конечно, возможно, но актуализируется оно в памятниках либо с кругом Фотия не связанных (Житие Георгия Амастридского, определяющее рос как «губительное имя»), либо поздних (Лев Диакон). И, конечно, нельзя равнять Фотия с константинопольскими гадателями конца X в., разбиравшими неясные древние барельефы, которые свидетельствовали о гибели города от руки народа рос. Пафос его проповедей — не пассивное ожидание неизбежного конца света, но призыв к искреннему покаянию, которое и спасло город от нашествия варваров (имя народа рос в них и не упоминается — оно появляется лишь в более поздних заголовках).

В Окружном послании восточным патриархам 867 г. Фотий сообщает, что рос, народ, семь лет до того осаждавший Константинополь, теперь крестился и принял епископа, и таким образом евангельское слово достигло края ойкумены. Края, или «кснцы» ойкумены (в послании Фотия) — образ, в котором сплавляются воедино пространственный и временной смысл (см. работы А.-Д. фон ден Бринкен, 1968, 1992).

Распространение христианства оказывается непосредственно связано с ожиданием Страшного Суда. Основные евангельские стихи, на которых основано такое понимание христианской миссии — предсказание о «конце», который придет, когда все народы услышат Евангелие (Матв. 24, 14), и повеление апостолам свидетельствовать о Иисусе Христе до «конца Земли» (Деян. 1,8). Евангельские стихи говорят именно о проповеди, а не обращении. Это важно, поскольку проповедь среди язычников приобретает в эсхатологическом плане гораздо большее значение, чем, например, освобождение христианских земель из-под власти ислама.

Comments closed.