09. сентября 2013 · Комментарии к записи В России отключены · Categories: Исторические события

В России 40—60-х гг. XIX в. мы видим в рамках оппозиции напластование двух разнородных идеологических процессов: здесь идет создание теории «русского», «крестьянского социализма», ставшего впоследствии знаменем народнического движения; вместе с тем происходит освоение тех же теоретических источников, которые на Западе впитал в себя марксизм — «правильная революционная теория», созданная на Западе Марксом и Энгельсом.

Теоретические предпосылки для ее создания готовила зарождавшаяся еще в конце XVIII — начале XIX в. социальная наука. В центре ее внимания находилось складывающееся в Европе буржуазное общество.

Началось исследование процесса его становления (особенно в трудах историков времен Реставрации), его экономической структуры (английская политическая экономия); вскрывались его разительные противоречия (французский и английский утопический социализм); вырабатывалась всеобъемлющая идея развития (немецкая философия). Каждая из этих концепций, разумеется, была неполной, односторонней, не доведенной до конца. Гизо, Тьерри, видя в истории борьбу аристократии и народа, «третьего сословия», не фиксируют раскола последнего на борющиеся классы. Анализируя внутренние зависимости буржуазных отношений производства, Смит и Рикардо абсолютизируют данную формацию, отрицают возможность ее замены высшей в результате углубления социальных противоречий. Напротив, на преходящем характере буржуазного общества решительно настаивают Сен-Симон, Фурье, Оуэн, но классовая борьба, «кровавые» революции ими решительно отвергаются, очертания будущего носят в их системах преимущественно фантастический характер. Наконец, концепция исторического развития предстает у Гегеля как движение самого себя познающего Разума, некоей «абсолютной идеи»; попытки Фейербаха спустить философию с неба на землю, освободить ее от теологии, сделать.

Comments closed.