02. июля 2013 · Комментарии к записи в викторианской Англии отключены · Categories: Исторические события

А этим заказчиком в викторианской Англии была та самая буржуазия, которая в стремлении поразить весь мир своим богатством воздвигала вычурные сооружения, соединявшие стили (всех эпох или являвшиеся бездарной подделкой под столь любимую Моррисом готику. В то же время литература, менее зависимая от вкусов буржуа и более воплотившая в себе протест против викторианства, дала миру подлинные произведения искусства.

Из пессимистического взгляда Морриса на состояние искусства при капитализме вытекали опасные выводы. Это могло привести к игнорированию возможности развития демократического искусства на почве капитализма, к пассивному ожиданию социальной революции, чтобы уже только после ее свершения заняться делом преобразования искусства. Эти взгляды перекликались с лозунгами декадентов, требующими революции только в искусстве.

Влияние идей декаданса сказалось ib некоторой степени и при рассмотрении социалистами вопроса о специфике искусства. Этот вопрос был затронут в рецензии ;на повесть «Сон про Джона Болла». Подчеркивая значение специфики образного языка искусства, автор рецензии разъясняет- особенности искусства, как средства отражения и пересоздания действительности. IB повести речь идет о XIV веке, когда мышление людей не могло быть свободно от религиозной окраски, и автор рецензии усматривает достоинство произведения в том, что Моррис сам . будучи активным «антихристианином», сумел проникнуть ib .психологию христиански мыслящего Болпа и вложить в его уста призыв к борьбе за справедливость, облеченный в форму проповеди, соответствующей лексике и типу мышления людей той эпохи. Автор указывает на отличие искусства от логических построений теоретиков или пропагандистов. Применяя удачные сопоставления, автор поясняет читателю специфику искусства: «Теперь постарайтесь вообразить мистера Бельфорта Бакса и Д. Пархера пишущими вышеуказанную речь (проповедь Дж. Болла. — Б. #.) и вы воочию представите себе необъятность (бездны, которая разделяет умного писателя или оратора и вдохновенного поэта».

Comments closed.