12. января 2013 · Комментарии к записи Видимо, это событие заставило отключены · Categories: Исторические события

Видимо, это событие заставило составителя НПЛ в середине XIII в. заменить раннее введение. Следы этой замены очевидны в тексте НПЛ: повествование о начале Русской земли начинается там цитатой из библейской Таблицы народов: «Живяху кождо с родом своим на своих местех и странах, вла-деюща кождо родом своим». В ПВЛ этот текст действительно вводит повествование о поселении полян на Днепре, завершающее рассказ о расселении славян среди потомков Иафета. Стало быть, Начальный свод имел космографическое введение, сходное с ПВЛ (ср. полемику по этому вопросу: Петрухин 1995. С. 69 и сл., Петрухин 1998; Гиппиус 1997. С. 52 и сл.). Само по себе это введение представляется естественным для средневековой хронографии, рассматривающей историю собственного народа (или мира) как продолжение священной истории, — так начинались и греческие хроники Малалы и Амартола, известные русским летописцам.

ПВЛ в отличие от этих хронографов, опускает космогонию — сотворение мира («Шестоднев») — и начинает «повесть сию» с разделения земли сыновьями Ноя по потопе. Логика такой композиции вобщем понятна: летописец стремится сразу найти ответ на заглавный вопрос своей «повести» — «откуду есть пошла Руская земля» — и начинает прямо с описания стран, разделенных сыновьями Ноя, и «языков» — народов — от них произошедших.

Вместе с тем, сюжет сотворения мира — «шестоднев» -присутствует в ПВЛ, но в другом месте — в «датированной» части, под 986 г., в т.наз. Речи Философа, обращенной к князю Владимиру. Князь «выбирает» веру, и греческий Философ выступает перед ним с катехизисом — кратким изложением библейской истории, ветхозаветных провозвестий пришествия мессии и символа веры. Один сюжет библейской — «ветхозаветной» — истории естественным образом повторяется в космографическом введении и Речи Философа: это упоминание.

Comments closed.